Если
электронного чека нет, но есть бумажный, то его можно отсканировать самому и тогда он тоже обработается. Опишем тут подробнее как это всё работает.
- Как использовать
-
Способы сканирования
- Приложения ФНС для работы с чеками
- Наше Android приложение
- Наше iOS приложение
- Наш телеграм-бот
- Подробности
- Про чеки в виде картинок
- В планах
- Перед тем как выкинуть чек, отсканируйте его.
- Будет создана операция на общую сумму чека, а сам чек встанет в очередь на обработку.
- Когда система получит информацию о чеке, общая операция будет разбита на позиции, образуя "группу трат".
- Категория каждой операции выставится автоматически, а в комментарий попадёт название позиции.
- Чек сохранится в системе и будет всегда под рукой.
Рекомендуемый способ сканирования — одно из "родных" приложений ФНС РФ с
подключенными Дребеденьгами.
- Сервис
Мои чеки онлайн. Можно сканировать чеки прямо из веб-версии или установить сканер на телефон.
- Мобильное приложение ФНС
Проверка чеков.
Эти инструменты "заточены" под сканирование чеков и интегрированы с нашим сервисом. В итоге, если выдадут электронный чек
он прилетит сам, а если не выдадут, сканируем QR и он тоже прилетит. Отправка через телеграм-бота не требуется.
А ещё это приложение позволяет загрузить чеки за прошедший период, через экспорт-импорт. См. раздел
импорт данных, далее "сторонние программы и сервисы -> Файл с чеками из приложения ФНС -> инструкция".
До кучи, можно получать кэшбэки и прочие плюшки, если сканировать каким-то из приложений раздела "Партнёры" на "Мои чеки онлайн" (едадил и т.п.).
Неплохо сканируются чеки и нашим
Android приложением, версии 2.5.9 и выше. Любой из предложенных ниже вариантов запустит камеру, которую нужно навести на QR код и подождать, пока он считается.
- Самый быстрый вариант — нажать на уведомление в шторке "Ожидание PUSH/СМС от банков", если вы используете
обработку СМС. В первый раз откроется страничка про СМС, а потом будет запускаться сканер (хоть какая-то польза от этого уведомления).
- Или в самом приложении, раздел "ввод", нажмите "QR чек" справа.
- Или используйте наш виджет "чеки", который можно добавить на домашний экран.
В
приложении для iOS сканирование сделано чуть-чуть по другому.
- Обработайте Push/SMS от банка, если используете эту функцию или пропустите этот шаг.
- Нажмите "чек" справа от кнопки "сохранить" в форме ввода траты.
- Появится панель выбора камеры или картинки с QR кодом из галереи.
- После сканирования, QR код уйдёт на сервер для обработки и нужно будет немного подождать.
Внутри работает тот же механизм, что и для обработки СМС от банков, поэтому в настройках СМС обработки можно назначить счёт/категорию по умолчанию.
Телеграм-боту можно отправлять QR-строку вида:
t=20200524T1126&s=245.34&fn=9289000100518412&i=18463&fp=2045550084&n=1
Её можно получить каким-нибудь простым приложением для скана QR кодов.
Этот способ можно использовать, если QR не сканируется приложением ФНС, но сканируется каким-то другим сканером.
Как это всё работает. Сразу после сканирования чека, вы увидите базовую операцию в списке трат с комментарием "чек в обработке".
Она будет висеть до тех пор, пока не поступит информация о чеке из ФНС (от нескольких минут, до нескольких дней).
- Как определяются категории расходов.
- Система использует вашу индивидуальную и общую статистику для определения категорий. Статистика работает на основе ключевых слов — названий позиций в чеке, которые попадают в комментарии расходов.
-
Индивидуальная статистика работает так
- Если ключевое слово (или сочетание двух слов) в комментарии повторяется более чем в 4-х расходах
- И назначается более чем в 90% расходах какой-то одной категории
- То оно будет использоваться в будущем, для выставления этой категории
Добавив нужные ключевые слова в нужном количестве, можно настроить обработчик под себя. Пересчёт всех ключевых слов
происходит раз в неделю по субботам, поэтому нужно подождать.
-
Если по индивидуальной статистике категорию определить не удалось, система смотрит какие категории выставляли другие люди для данных ключевых слов.
Чтобы это хорошо работало, ваши названия категорий должны быть максимально простыми и распространёнными.
Например, "Обеды", а не "еда на работе", "хозтовары", а не "товары хоз. назначения" и т.п.
- Какие-то категории в чеке могут определяться неверно. Что с этим можно поделать?
- Попытаться настроить обработчик под себя, как описано выше
-
Важно!
Обязательно исправляйте неверно выставленные категории. Система будет обучаться и работать лучше.
Для этого используйте функцию быстрого редактирования группы (веб-версия).
Клик на группу в списке, далее справа "Изменить".
-
Поможет специальный статус чека — "проверен".
Его можно выставить галочкой в списке обработанных чеков (веб-версия) или в меню чека (моб. приложение).
После редактировании группы, чек автоматически становится "проверен".
- Про сами чеки. Есть несколько способов работать с ними
- В Андроид приложении, раздел "Ещё-Чеки".
- В веб-версии, под формой ввода трат, если включить галочку "Ещё-Блок с чеками".
- По ссылке вида "чек 23322" в комментарии траты из чека.
- Про интеграцию с обработкой Пуш/СМС.
- СМС/Пуш уведомление дополняет сканирование QR, улучшая автоматизацию. Операция из СМС "сливается" с операцией из сканирования QR.
- Благодаря СМС, система может автоматически определять счёт (в чеке информации для этого нет).
- Не важно, что будет раньше - поступит СМС об операции или пользователь отсканирует чек. Сработает алгоритм "слияния".
- При "слиянии" ищется операция на ту же сумму и дату плюс-минус 360 минут. Время в чеках часто "убегает" от реального, надо это иметь ввиду.
- Про галочку "Брать счёт из Пуш.СМС" в окне сканирования чека.
- Рекомендуется её использовать, чтобы счёт определялся автоматически.
- При этом нужно не обращать внимание на счёт, выставленный сразу при сканировании. Система его изменит позже, когда поступит СМС.
- Чтобы это работало, возможно придётся настроить собственные
правила обработки, если система неверно определяет счёт сама.
- Комментарий операции. Если правилами для СМС определён собственный комментарий (напр. вставляется текст СМС), то он приклеивается к первой позиции в чеке. С появлением QR сканирования, вероятно будет лучше просто отключить эту функцию в настройках правил, а так же в настройках самого приложения.
-
Про специальный "тег-магазин". Для удобства, всем операциям из чека автоматически добавляется тег с названием магазина. Это позволяет строить по нему отчёты и видеть где была совершена покупка. Работает это так:
- Из чека берётся ИНН организации-продавца и по нему определяется название из публичных источников.
- Название очищается от мусора и приводится к виду типа "АзбукаВкуса".
- Создаётся тег с этим названием (если он не существует) и приклеивается всем позициям из чека.
- Связь данного тега и ИНН запоминается и используется в будущем при обработке чеков из этого магазина.
- Вы можете изменить название тега или назначить для данного ИНН другой тег. И то и другое делается в форме редактирования данного тега,
в справочниках.
- Чтобы лучше структурировать ваши данные, рекомендуем создать родительский тег "Места", в который добавлять все теги-магазины.
- В комментарий операции "Группа трат" тоже вставляется данный тег, для наглядности.
- Возможные проблемы.
-
Чек не сканируется. Используйте
рекомендуемый способ сканирования. Расправьте чек получше и попробуйте ещё раз при хорошем освещении. В крайнем случае можно ввести чек вручную по реквизитам.
- Чек висит "в обработке" слишком долго (больше недели). Мы используем официальное API ФНС "проверка чеков", поэтому в случае сбоев на стороне ФНС, обработка может затянуться на много дней или не произойти вовсе. Попробуйте получить чек официальным приложением ФНС "Проверка чеков", при этом:
- Если тело чека успешно получено, вы можете отправить его нашему телеграм-боту, как описано выше.
И сообщите нам, пожалуйста, об этой проблеме в
обратную связь.
- Если нет, то магазин ещё не отправил данные о чеке в ФНС, либо произошёл какой-то сбой у самой ФНС.
- Отсканирован не тот QR. Иногда на чеках бывают QR коды для других целей (например, см. eagis.ru и t-karta.ru). В этом случае дребеденьги создадут расходную операцию на 1 руб, а чек будет в состоянии "чек не найден". Следует удалить и чек и операцию.
- На чеке нет QR кода или он не тот. Сканирование QR кодов работает только для чеков, пробитых на территории РФ согласно ФЗ-54.
- Чек не появляется в дребеденьгах, после сканирования приложением ФНС.
- Проверьте появился ли чек в веб-версии "мои чеки онайн" по адресу https://mco.nalog.ru/. Если его там нет, можно отсканировать чек ещё веб-сканером в той же веб-версии или обратиться в службу поддержки данного приложения.
- Если чек там есть, убедитесь, именно этот профиль "мои чеки онлайн" привязан к дребеденьгам. Email в профиле "мои чеки онлайн" должен совпадать с логином дребеденьги.ру.
-
Про обработку авансовых тегов.
- Если сначала пришёл авансовый чек, а потом фактический, система их "склеит", дублирования быть не должно.
- Если фактические чеки приходят по частям, сумма последнего авансового расхода будет тоже уменьшаться по частям. В итоге она должна обнулиться.
- Если совершается несколько покупок подряд и приходит несколько авансовых чеков, то фактические чеки могут приходить в другом порядке. Следует дождаться поступления последнего фактического чека.
- Не следует вручную менять/удалять операции до тех пор, пока последний фактический чек не придёт. Иначе система может запутаться.
- Система ожидает фактического чека 15 дней с момента поступления авансового
- Если в течении 15-ти дней по какой-то причине образовался "не закрытый" авансовый платёж, то следующая фактическая покупка (не связанная с этим авансом) будет списываться из авансовой суммы. В системе нет данных о том какой авансовый чек какой покупке соответствует, есть просто накопленная авансовая сумма.
С давних пор у нас была возможность подгружать чек в виде картинки и затем его вручную прикреплять к расходам. В свете появления QR на чеках, это теряет актуальность и мы приняли решение от картинок потихоньку отказываться.
Если вам нужны именно фотографии, прикреплять их к операциям (пока это работает) можно так:
- В мобильном приложении, раздел "Ещё - Чеки", добавить чек в виде картинки (не QR).
- Перейти в веб-версию, в блоке "Мои чеки - Новые" появится загруженный чек, кликнуть на него и выбрть "К трате".
- В поле комментария вставится специальная строка, которая свяжет внутри системы фотографию и операцию расхода.
- Данную строку можно копировать и вставлять в операции других типов - доходы. перемещения.
Напомним, у нас фотографии чеков могут удаляться системой через год, тогда как QR чеки живут долго, как и остальные данные.
Альтернативные варианты:
- Загружать фото в какой-нибудь облачный сервис, а в комментарий к расходу просто вставлять ссылку.
- Установить систему на свой сервер, где этих ограничений не будет.
Чем ещё может быть полезно сканирование чеков?
- Примеры из жизни.
- Вы набрали кучу продуктов в супермаркете. Через несколько дней поняли, что вам попался хороший продукт (скажем, икра). Как найти её в следующий раз в магазине? Открыть чек в дребеденьгах и подсмотреть точное название позиции.
-
Иногда требуется вспомнить когда именно вы что-то купили. Т.к. при сканировании названия позиций прописываются
в комментарии, это легко сделать поиском (в мобильном приложении или веб-версии).
- Чек может пригодиться для разбора полётов, чтобы что-то кому-то документально подтвердить.
- В чеках (особенно продуктовых) присутствует информация о количестве товара и единицы измерения (кг или шт). Мы пока это просто сохраняем, а потом хотим сделать функцию "потребитель", чтобы видеть наглядно сколько чего потребляется в единицу времени. Это позволит планировать потребление/расходы в любое время, независимо от изменения цен или других факторов.
- При накоплении базы будет возможность следить за динамикой цен в разных магазинах и сравнивать их между собой.